Парадигмы   Дневники   О проекте   Поддержать проект
ПОИСК в архиве «Толкование сновидений» (только по слову)

Чтобы поисковая машина нашла все формы слова, введите слово без окончания
Имя:
Пароль: 
запомнить
Забыли пароль?
Зарегистрироваться

Сонник и толкование снов


Рассылка "Мир сновидений"


Рассылки@Mail.ru
Мир сновидений

Сонник » Предметы » Туалетные принадлежности

Среди используемых людьми разнообразных туалетных принадлежностей, в сновидениях (как и в волшебных сказках) наиболее часто появляются образы зеркальца, расчески и носового платка.

Зеркало весьма «популярный» двойственный образ. В гаданиях, волшебных сказках и мистических легендах люди попадают в невероятные истории благодаря зеркалам. Даже в Советском Союзе одна из наиболее известных сказок – сказка В.Губарева и снятое по ней одноименное кино «Королевство кривых зеркал»  - разворачивает именно этот сюжет. Вот небольшой отрывок из сказки:

- Ах, как интересно! - воскликнула Оля. - Разреши мне, пожалуйста, побывать по ту сторону зеркала!
Голос ответил не сразу, как будто зеркало погрузилось в задумчивость.
- С твоим характером, - произнес, наконец, звенящий голос, - опасно очутиться по ту сторону зеркала.
 
Несмотря на то, что в сказке упор  делался однозначно и довольно лапидарно на «моральном облике» девочки, за наслоениями морализаций видны психические глубины древних мифов и сказок, где героине, герою или им обоим (как в «Снежной королеве» Г.Х.Андерсена) проходиться пройти  суровые испытания во имя духовного преображения.
 
Ж.Лакан, французский психоаналитик и создатель структурного психоанализа, указывал, что каждый ребенок проходит «стадию зеркала». В своей работе «Стадия зеркала, как образующая функцию “Я”» он пишет: «Ликующее приятие своего зеркального образа существом, еще погруженным в моторное бессилие и зависимость от питания, каковым на этой стадии инфанс является младенец, отныне в образцовой ситуации проявит, на наш взгляд, ту символическую матрицу, в которой "я" оседает в первоначальной форме, прежде чем объективизироваться в диалектике идентификации с "другим" и прежде чем язык всесторонне не воссоздаст ему функцию субъекта.» Иными словами, зеркало является тем «местом», где возникает наше "Я" до того, как каждый из нас сможет, сказав «Я», указать на свое тело. По мысли Ж.Лакана, мы изначально расщеплены, поскольку наше «Я» является присвоенным позднее фантомным (воображаемым) образованием. Это расслоение "идеального" "Я" и тела как его более позднего материального носителя приводит к разного рода глубинным страхам потери своего «Я».
 
Но было бы напрасно грешить на зеркало как вещь и искать спрятанную в нем  ужасную мистическую власть над людьми. Нарцисс, известный персонаж древнегреческого мифа, потерял себя не в зеркальном отражении, а в отражении в чистой воде озера. Эта потеря себя произошла в тот момент, когда, казалось бы, Нарцисс себя обрел, впервые увидев свое отражение: сначала как лицо другого прекрасного юноши, а потом – как свое собственное лицо. Получившее  его имя одно из психологических  расстройств («нарциссизм») и один из психотипов («нарциссический тип личности») говорит о том, что в нас заложена такая возможность – утратить себя, пытаясь себя обрести.
 
Часто увиденное во сне зеркальное отражение однозначно интерпретируется как дурной знак близкой смерти сновидца. Такая интерпретация связана с глубинных страхом протери «Я» и понимается как «отделение души от тела». Но не стоит торопиться с толкованиями, поскольку они редко бывают столь однозначны, как нас хотят в этом уверить сонники.
 
Смысл зеркального отражения может быть разным.
 
1) Такое сновидение может быть указанием на то, что сновидец находится в тяжелом психологическом конфликте с самим собой и какая-то важная часть его «отщеплена». Например, человек долго занимался музыкой, но потом в силу житейских обстоятельств ему пришлось забросить занятия. Тогда ему может присниться, что он видит себя в зеркале, играющим на музыкальном инструменте. Такой сон говорит лишь о том, что часть его психической энергии все еще вложена в  желание играть и он страдает, сам не осознавая своего страдания.
 
2) Сон может показывать, что человеку в текущий момент времени не хватает рефлексии, что его «несет», и что пора остановиться и подумать о том, что он творит со своей жизнью. Буквально это понимается так: «Посмотри же на себя, наконец!».
 
3) Сон может также показывать и обратную ситуацию – что человек слишком захвачен рефлексивностью и уже перестал жить, как юный прекрасный Нарцисс.
 
Так что, как Вы видите, не стоит падать в обморок от ужаса при виде во сне своего зеркального образа. Как и любые онейрические образы они нужны не для того, чтобы загнать нас в панику, а, наоборот, чтобы мы наконец-то очухались и начали жить более осознанно.
 
Расческа, в отличие от зеркала, менее амбивалентный образ и чаще всего несет в себе  положительные ассоциации. Расческа (гребень) понимается как инструмент «расплетения и прояснения» мыслей.
 
Она участвует в свадебных и погребальных обрядах за счет своей «отделительной» функции (движения при расчесывании идут от расчесываемого или расчесывающегося человека), позволяя невесте отделиться от отчего дома, а умершему – от мира живых.
 
Вот что пишет про использование гребня в волшебных сказках М.-Л.фон Франц («Толкование волшебных сказок», гл. 7): «Мотив чудесного бегства нетрудно заметить в сибирской сказке «Девушка и злой дух» (Marchen aus Sibirien, s. 81). Героиня этой сказки, которая в своей жизни никогда не встречала людей и не могла бы сказать, кто ее родители, пасет северных оленей. Она бродит по тундре, привлекая их к себе пением волшебных песен.
 
И здесь мы снова встречаемся с мотивом одиночества, выступающим в качестве продромального (предшествующего началу заболевания.— Прим. рус. пер.) симптома особого индивидуального развития личности. Это — ситуация, в которой легко может хлынуть поток эмоционально окрашенных образов из бессознательного, вызывая самые неожиданные реакции. Про девушку в этой сказке не скажешь, что она сильно нуждается или же страдает от голода: она умеет стряпать и способна позаботиться о себе, а кроме того, благодаря волшебному очарованию своего пения, она может управлять стадом оленей, послушно следующим за ней по тундре. Другими словами, она, в отличие от героини вышеприведенной сибирской сказки, находчива, более одаренна и психически здорова, а ее магические способности говорят о том, что она обладает умением давать выражение содержаниям бессознательного. … Но в ее жизни отсутствуют человеческие связи. Быть отрезанной от общества — величайшая опасность для женщин, поскольку без контакта с людьми она легко погружается в бессознательное состояние и оказывается под властью негативного анимуса.
 
Дальше в этой сказке рассказывается о том, что неожиданно пара огромных челюстей спустилась с небес — словно пропасть, разверзшаяся от неба до земли. Эта широко разинутая, всепоглощающая пасть суть бездна абсолютной бессознательности. И тут девушка с силой бросает на землю позади себя свой пастушеский посох.
 
Посох является знаком власти и права вершить суд, то есть двух царственных прерогатив, символизируемых королевским скипетром. Посох ассоциируется также с Путем и выступает как принцип, дающий направление в бессознательном. Посох епископа, например, интерпретировался церковью как символ авторитетности христианского учения, то есть как то, что указывает путь и позволяет принимать решения. Таким образом, в женском психическом посох — это форма анимуса. В античную эпоху золотой жезл или магический скипетр относятся к атрибутам Меркурия и символизируют его способность приводить в определенную систему неподатливые и трудноуправляемые элементы в бессознательном.
 
Если у нас имеется посох, значит мы уже не полностью пассивны: у нас есть направление.
 
Девушка убегает, бросая позади себя принадлежащий ей волшебный гребень и волшебный красный платок. Разбрасывание на оставляемом за собой пути каких-либо предметов — характерная особенность «чудесного бегства». Акт выбрасывания ценных вещей имеет значение жертвоприношения; обычно вещи бросают через свое плечо умершему, духам или дьяволу — с целью умилостивить тех, кому мы не смеем смотреть в лицо без страха. Отказ от ценного имущества в момент спасения бегством можно принять за проявление паники, однако тот, кто в подобной ситуации решает занять оборонительную позицию и защищаться до конца, легко может быть сражен гораздо более сильной нападающей стороной, тогда как освобождение себя от лишних вещей делает спасающегося более мобильным. Есть ситуации, в которых совершенно необходимо отказаться быть нуждающимся в чем-либо, и именно таким способом мы выскальзываем из-под созданного этой ситуацией гнета, нас там как бы больше нет, поэтому ничто и не может нас сбить с пути. Когда мы сталкиваемся лицом к лицу с безнадежно скверной ситуацией, нам необходимо просто собраться с духом и совершить прыжок на дно самой пассивной простоты и непритязательности, и благодаря этому мы можем пережить, казалось бы, безвыходную ситуацию.
     
Более того, вещи, которые оказались пожертвованными, превращаются в препятствия на пути преследователя. Гребень сразу превращается в лес и становится частью природы — волосами Матери-Земли. Его трансформация в природный объект говорит о том, что первоначально он являлся неотъемлемой частью природы. Фактически нет такой мысли, орудия или предмета, которые не вели бы своего происхождения из природы, то есть из бессознательного психического. Мы жертвуем бессознательному то, что некогда было отторгнуто у него.
     
Назначение гребня - приводить волосы в порядок, а также скреплять их. Волосы являются источником магической силы, или мана. Считается, что завитки волос, сохраняемые в качестве памятного подарка, поддерживают связь одного человека с другим через время и расстояние. Обрезание волос и принесение их в жертву часто означает подчинение новому коллективному состоянию — включающего в себя отречение от старого и рождение заново. Прическа нередко является выражением культурного Weltanschauung. В сказках примитивных народов порой рассказывается, что демонов, после того как их схватили, расчесали гребнем и вычесали из них вшей, что подразумевает, что путаница, существующая в бессознательном, должна быть выправлена, все должно быть упорядочено и доведено до сознания. Благодаря такой смысловой нагрузке пациенту в начале анализа нередко снятся волосы, находящиеся в диком беспорядке. Гребень, таким образом, репрезентирует способность придавать нашим мыслям упорядоченность, ясность и осознанность.
     
Красный платок, от которого девушка отказывается, превращается в пламя, вырастающее до самого неба. Отказ от посоха и гребня означал отказ от попытки привести в боевую готовность свои силы или придумать какой-либо план спасения. Теперь же появление пламени указывает на то, что девушка устанавливает внутреннюю дистанцию между собой и своими чувствами и эмоциями, сознательно умаляя себя до состояния самой пассивной простоты и непритязательности.»
 
О платке следует сказать еще и то, что он является мини-столом и мини-скатертью. В этом смысле он несет в себе их «питающую» функцию. Платок также помогает нам выражать наши тяжелые эмоции разлуки и сильные эмоции радости: платком машут вслед уходящим и уезжающим, им вытирают слезы горя и радости. Платок может быть знаком собранности и цивильности (платочек в кармане или в рукаве). Платочек можно подарить или уронить на пол, чтобы его подобрал кавалер, - так платочек становится орудием Амура. В сновидениях может проявиться любой из перечисленных аспектов.