Парадигмы   Дневники   О проекте   Поддержать проект
ПОИСК в архиве «Толкование сновидений» (только по слову)

Чтобы поисковая машина нашла все формы слова, введите слово без окончания
Имя:
Пароль: 
запомнить
Забыли пароль?
Зарегистрироваться

Сонник и толкование снов


Рассылка "Мир сновидений"


Рассылки@Mail.ru
Мир сновидений

Сонник » Предметы » Одежда

В юнгианских толкованиях любая одежда рассматривается как элемент социального образа сновидца. В связи с этим сны, в которых человек оказывается без одежды или в странной одежде, могут говорить о различных социальных страхах, связанных с имиджем, репутацией, «потерей лица», всем тем, что юнгианцы называют Персоной. 

Однако одежда может быть более «домашней», менее социализированной. В качестве дополнительной, социальной «кожи» одежда служит не только чтобы что-то сигнализировать нашим собратьям, но и чтобы создавать комфортные условия жизни. Поэтому нарушения в одежде, связные с дискомфортом, могут свидетельствовать о нарушениях в сфере безопасности и вызываться "нарушениями нарциссической подпитки": если человек получает недостаточно тепла, любви, заботы, внимания и искреннего интереса к себе как к человеку. Более того, дефицит в такой "подпитке" может быть еще более сильным, если нарушено не только эмоциональное, но и физическое благополучие. В этом случае человеку может недоставать не только эмоционального, но и физического тепла, не только душевного участия, но и территориальной защищенность. Поэтому страхи перед потерей жилой площади или имущества могут проявляться в кошмарах, где люди видят себя без одежды в опасных местах или с их одеждой происходят разного рода неприятности, например, она съеживается или деформируется. 

Офицальная одежда чаще всего подвержена разного рода деформациям в сновидениях. Связанные с этим страхи могут быть и нашими дневными спутниками, и в этом смысле толкование сновидений не вызвает трудностей.

Одежда прошлых эпох. Иногда люди видят себя в платьях и костюмах прошедших времен. Подобные сны имеют несколько ваозможных направлений толкования. Во-первых, что в реальном окружении человек не получает чего-то принципиально для него важного и поэтому его сновидение позволяет ему погрузиться в иное время для восполнения необходимого. Так, молодые люди могут видеть себя рыцарями, а девушки - принцесами или придворными дамами. Во-вторых, подобные сновидения могут свидетельствать о развитии за порогом нашего сознания сильного психического комплекса (в юнгианском понимании этого термина), как было, например, у самого К.ГЮнга, который в детстве часто видел себя в образе седовласого старца из 18 века. Подобная "субличность" можеть быть очень занчимой, но не востребованной в современной жизни человека, частью личности. При ее интергации в сознательную жизнь, такая фигура может трансформироваться или исчезнуть. В-третьих, подобные персонажи могут быть "типажами", или "архетипическими фигурами", и принадлежать "коллективной психике" (опять же в терминах юнгианской психологии). Их появление в индивидуальном сне может говрить о том, что человеку в данный момент не хватает собственных ресурсов и ему нужно прибегнуть к помощь сил, более сильных, чем наше Я.

Головные уборы, а особенно широкополые шляпы, по мнению фрейдистов, указывают на сексуальность или даже более буквально - на половые органы. При более широком толковании "шляпа" может приобретать различные значения, в зависимости от контекста. Так, например, З.Фрейдом описан сон, в котором ему приснился стеклянный цилиндр: "В другой раз во сне я сижу в вагоне и держу на коленях какой-то предмет, имеющий форму шляпы-цилиндра и сделанный из прозрачного стекла. По поводу этой картины мне тотчас приходит в голову пословица: со шляпой в руке можно пройти по всей стране . Стеклянный цилиндр напоминает косвенно ауэровскую горелку, и я тут же узнаю, что хотел бы изобрести что-нибудь, что помогло бы мне сделаться таким же богатым и независимым, как мой земляк д-р Ауэр фон Вельсбах: тогда я мог бы путешествовать вместо того, чтобы сидеть в Вене. В сновидении я путешествую со своим изобретением — стеклянной шляпой-цилиндром, которая, впрочем, еще не вошла в употребление."

Вуаль на лице, по мнению Дж. Альтмана, указывает на потребность в сокращении социальных контактов и потребности в уединении ("1001 сон", М., 2005).

Части одежды, плотно облегающие руки и ноги (носки, гольфы, перчатки), символизируют собой женские гениталии, а процедура надевания их для мужчин-сновидцев символизирует половой акт. Для женщин эти части гардероба, скорее всего, несут в себе не генитальный, а нарциссический "энергетический заряд", т.к. свзяны с украшением себя, увеличением собственной привлекательности. 

Льняная одежда. "Льняное волокно растительного происхождения, - пишет в своей работе "Кошка. Сказка об освобождении фемининности" М.-Л. фон Франц, - поэтому в античные времена из него шили одежду для жрецов и магов. В германских странах, например, в Норвегии, из него шили одежду для знати, а в галльских государствах - для духовенства.

Согласно некоторым народным преданиям, духи, особенно водяные, стирают и отбеливают полотно из льна. В некоторых сказках льняную одежду носят лесные гномы и феи, а иногда они преподносят лен как ценный подарок. Или же льняные заплатки превращались в куски золотой фольги. Если лен служил подарком фемининного духа воды, то при употреблении он никогда не заканчивался, а изнашивался только один ярд, ибо на нем присутствовал дух воды в обличье маленькой лягушки. Очень часто лен символизировал легкие облака, что указывает на его связь с духовностью. Лен обладал исцеляющей силой; например, в Ирландии лечебные средства перед употреблением заворачивали в чистое льняное полотно. Куски льняного полотна служили и непосредственно лечебным средством или разносчиком болезни. Люди накладывали их на бородавки или болячки на теле, а затем клали в гроб. В Бранденбурге в чистое льняное полотно обязательно пеленали новорожденных детей, не надевая на них никакой другой одежды (иначе этот ребенок, повзрослев, станет слишком увлекаться противоположным полом).

Чехи заворачивали ребенка в льняное полотно, а затем клали его на стол, чтобы он поумнел. В северной Германии, чтобы узнать будущее, в новогоднюю ночь брали белый лен, который достался человеку в наследство, или саван покойника. Если человеку снились белая одежда (а она часто была льняной), такие сны предвещали смерть. В румынской культуре приснившийся лен означал путешествие, при этом было важно, расстелено льняное полотно или свернуто.

Поэтому ...  мы можем сказать, что льняное полотно имеет символическую связь с духовной сферой и духовным миром. На это же указывает его тонкость и прозрачность. Кроме того, оно подчеркивает фемининный характер духовности, которую символизирует это полотно, а потому можно увидеть его связь с Великой богиней-матерью (ср. описание белого льняного полотна как атрибута Великой неолитической богини Неба у израильского исследователя мифологи А.Голана в "Мифе и символе" - выдержка из посвященной ей главы - Н.О.). Вспомним, что нить или пряжу прядут три норны (Норны - богини судьбы в скандинавской мифологии. - Прим. пер.) или парки (Парки - богини судьбы в римской мифологии (аналогичные греческим мойрам). - Прим. пер.) , плетущие нити судьбы. Таким образом, тонкое льняное полотно в нашей сказке указывает на особую судьбу, а также на судьбы, которые сплетаются в духовной реальности со специальной целью - в форме прекрасного полотна исцелить болезнь времени.

У братьев Гримм есть сказка «Три перышка» (Братья Гримм. Сказки. М.: Художественная литература, 1978), в которой король поручает сыновьям достать кусок тончайшего льняного полотна, и тот, чье полотно окажется самым тонким, станет его преемником. Но когда сыновья приносят королю лен, он им заявляет, что это лишь начало и теперь каждый из них должен привести самую красивую невесту. Следовательно, лен в этой сказке служит только для формирования начальной связи с фемининностью. Это лишь нить, которая тянется к фемининной фигуре.

Лен символически связан с судьбой, с будущим и с фемининностью; он имеет растительное происхождение в отличие от шерсти, которую состригают с животных. Например, пифагорейцы носили одежду только из льна и совсем не надевали одежду из овечьей шерсти, что, кроме всего прочего, указывает на проницаемость и уязвимость. Можно стать разносчиком болезни или заболеть самому. Это значит, что все чистые вещи очень легко испачкать. Кроме того, существует народное поверье, что маленького чистого ягненка очень легко заколдовать и т.п. В земледельческих странах чаще всего заколдованным бывает молоко - символ невинности и невинных мыслей.

Итак, с одной стороны, лен символизирует идею невинности и странную связь с возможностью загрязнения или заражения. ...Вполне возможно, что здесь есть указание и на следующее: чем больше у человека ... ложных фантазий о чистоте, тем скорее в них может проникнуть дьявол, зло и смерть. Примером может послужить не только средневековая церковь; то же самое можно сказать о высших кругах в Англии и Англо-Саксонии XIX века. Это идеал леди. Леди не может произносить бранные слова или проявлять гнев, леди даже не знает о том, что у нее есть живот и гениталии. Об этом говорить нельзя; слово «живот» употреблять запрещено. Леди никогда не произносит это слово. Такова фантазия мужской Анимы, и женщина испытывает самые болезненные чувства, когда мужчины начинают вести себя в соответствии с этим паттерном. Но многих из нас по-прежнему учили, что женщины должны быть настоящими леди. Это обстоятельство вызывает самую сильную депрессию.

...В пору развития христианства доминировала фантазия об идеальной женщине. И одновременно развивалась целая подпольная культура проституции, в которой ... мужчины проживали другую сторону своей Анимы. Они женились на леди, а потом шли в бордель. Потому что с леди им было совершенно неинтересно. Таким образом, мы в нашей цивилизации становимся свидетелями полного расщепления образа фемининности и мужской Анимы. Происходит расщепление мужской Анимы и женской идентичности, ибо женщины не могут оставаться самими собой. Они должны соответствовать коллективным представлениям.

Любое переплетение само по себе может представлять собой паттерн. В Германии есть выражения «извилистый путь судьбы» и «переплетение судеб». Мы говорим: «нить судьбы», «нить жизни», но что это значит с точки зрения психологии? Эрос переплетает внешние связи между нами и другими людьми, но они могут быть и внутренними. «Связь» - очень подходящее слово. Например, мы говорим о целой сети ассоциаций, в которой все амплификации архетипа образуют паутину. Все они связаны и переплетены между собой. Именно поэтому Юнг говорит о взаимном влиянии архетипов {archetypes are contaminated). В переводе с латыни слово contaminare означает переплетение. Поэтому наши психические процессы и структуры похожи на паутину - паутину ассоциаций. Наш процесс чувствования тоже похож на паутину. Большинство переплетений связаны с работой фантазии, которая тоже является формой создания ассоциаций и формирования связей. Работая с активным воображением, вы плетете некую ткань, которая связана с идеей судьбы, так как бессознательные фантазии людей и есть их судьба."