Парадигмы   Дневники   О проекте   Поддержать проект
ПОИСК в архиве «Толкование сновидений» (только по слову)

Чтобы поисковая машина нашла все формы слова, введите слово без окончания
Имя:
Пароль: 
запомнить
Забыли пароль?
Зарегистрироваться

Сонник и толкование снов


Рассылка "Мир сновидений"


Рассылки@Mail.ru
Мир сновидений

Сонник » Флора и фауна

"Флора и фауна" нашего сновидного мира чаще всего изображает собой автономные системы организма, витальные силы, эротические и агрессивные импульсы.

Основная идея психологов юнгианского толка заключается в том, что растительность и стихии (вода, огонь чаще всего) изображают собой нашибессознательные душевные силы, поэтому если воды нет, то это может говорить о тотальном истощении (души и тела), а если вокруг бушует пламя, то либо наше тело борется с воспалением, либо наша душа объята сильными эмоциями. Поэтому душа в целом часто представляется неким ландшафтом - лесом, садом, болотом или пустыней.

Конкретные же растения и животные чаще всего изображают собой более "специализированные" аспекты нашей души, но могут и представлять собой "крупные" фрагменты нашей личности. Например, некоторые народы верят в существование у людей "лесной" души, представленной тем или иным зверем. Если люого из нас спросить, какми именно животным он себя представляет, то ответ как правило бывает очень определенный - каждый из нас представляет себя совершенно определенным образом, и никаким другим. Часто такие "образы" могут сопровождать нас всю жизнь, но могут со временем и трансформироваться.

Например, осмелюсь предположить, что для любимого мною О.Мандельштама таким животным (по крайней мере в ранний период) была ласточка и/или щегол. Вот несколько намеков и явных обрзов:

В поднятьи головы крылатой / Намек - но мешковат сюртук;/ В закрытью глаз, в покое рук - /Тайник движенья непочатый. // Так вот кому летать и петь/ И слова пламенная ковкость, -/ Чтоб прирожденную неловкость/ Врожденным ритмом одолеть. (Автопортрет, 1914. Курсив мой, - Н.О.)

  Божье имя, как большая птица, / Вылетело из моей груди (Образ твой, мучительный и зыбкий..., 1912) 

Когда Психея-жизнь спускается к теням / В полупрозрачный лес вослед за Персефоной, / Слепая ласточка бросается к ногам /С стигийской нежностью и веткою зеленой. (Когда Психея-жизнь..., 1920)

Я слово позабыл, что я хотел сказать. /Слепая ласточка в чертог теней вернется, / На крыльях срезанных, с прозрачными играть. В беспамятстве ночная песнь поется. (Ласточка, 1920)  

В священном страхе творь живет - / И каждый совершил душою, / Как ласточка перед грозою / Неописуемый полет (Под грозовыми небесами..., 1910)

Смутно-дышащими листьями / Черный ветер шелестит, / И трепещущая ласточка / В темном небе круг чертит (Смутно-дышащими листьями..., 1911)

Будет и мой черед / Чую размах крыла (Я ненавижу свет..., 1912)

Можно, конечно, предположить, что ласточка/щегол как образ птицы просто культурная цитата, поскольку именно птица чаще всего символизирует собой либо всю душу, либо ее способность "воспарять" над земной обыденностью, но все же столь настойчиво повторяемый мотив чаще всего говорит не о религиозных или культурным пристрастиях (или не только о них) и не является только цитатой или аллегорией, а выражает собой некую внутрипсихическую реальность автора (сходные идеи я нашла в статье В.П.Зинченко "Проблемы психологии развития (читая О.Мандельштама)" / Вопросы психологии. 1991, № 4, 5, 6).