Парадигмы   Дневники   О проекте   Поддержать проект
ПОИСК в архиве «Толкование сновидений» (только по слову)

Чтобы поисковая машина нашла все формы слова, введите слово без окончания
Имя:
Пароль: 
запомнить
Забыли пароль?
Зарегистрироваться

Сонник и толкование снов


Рассылка "Мир сновидений"


Рассылки@Mail.ru
Мир сновидений

Сонник » Флора и фауна » Животные

Птицы | Хладнокровные | Теплокровные  |  Насекомые | Простейшие | Мифические животные

Предлагаемый перечень не является классификацией и потому не претендует ни на научность, ни на полноту системы, ни на строгость деления предлагаемых рубрик.

Птицы — частые гости наших сновидений. Они могут «залетать» в них стаями или по одиночке, быть прекрасными как аисты или отвратительными как стервятники.

Среди представлений о птицах есть уже устоявшиеся ассоциации. Например, аист ассоциируется с рождением и появлением ребенка, сорока — с вестями и болтливостью, сова и ворон — с мудростью, орел — с зоркостью, гордостью и государственностью, ласточки — с весною и возрождением природы после зимы, журавли — с наступлением осени и так далее.

Такие ассоциации «вписаны» в «тело» культуры и передаются от поколения к поколению благодаря сказкам и сказаниям, поговоркам, легандам, художественнм изображениям. Поэтому появление в сновидениях таких узнаваемых персонажей может быть явной подсказкой. Но может, и наоборот, увести в сторону от правильного толкования. Поэтому следует каждый раз учитывать не только типовые ассоциации, но и свои собственные, не полагаясь исключительно на «подсовываемые» бодрствующим сознанием стереотипы толкования. 

 В сновидениях птицы чаще всего олицетворяют наши фантазии, мысли и мечты. Они «витают в воздухе», «парят» или «разлетаются в стороны». Поэтому если вам снится, что вы видите кружащих над вами птиц, значит, скорее всего, какие-то мысли не дают вам покоя, кружась «кругами», но не «даваясь в руки». Их можно постараться приманить, если «подкормить» вниманием к ним.

Птицы, а также перья, могут указывать на что-то, связанное с эмоциональной стороной вашей жизни. Что «душа крылата» считали в разных культурах, а потому «перо» и «птица» — это образы не только поэтического, лирического, творческого, но и эмоционального аспекта нашей жизни.  

Хладнокровные — чаще всего в сновидениях это образы лягушек и жаб. Психологи-юнгианцы склонны видеть в них «заколдованное» (отвергаемое и непризнаваемое) женское начало. Сказки о Царевне лягушке или о заколдованной Принцессе (дочке жабы) являются примерами этого психологического представления. Поэтому если вам приснилась лягушка, имеет смысл задуматься о том, как давно в вашей жизни не появлялся эротический и фантазийный аспекты, как долго вы жили рассудком, расчетом, игнорируя кружевные нюансы непредсказуемости и авантюризма. Заколдованная Анима взывает к вам! Услышьте ее прелестный голосок в унылом кваканье квакуши!

В эту же рубрику попадают и змеи. Иногда снится одна змея, иногда змеи снятся в огромном количестве, что может казаться особенно неприятным. Например, может присниться, что вы идете по дорожкам сада, залитым водой с копошашимися в ней змеями. В сновидениях змеи часто связаны с водой. Вода, как один из самых распространенных образов бессознательной части нашей души, показывает, в каких отношениях мы находимся с этой «водной» стороной нашей жизни. Очень часто такое отношение двойственно (амбивалентно). В приведенном сне, например, это, с одной стороны, что-то приятное (прогулка по саду), а с другой, — чрезвычайно пугающее и опасное (змеи под ногами).

Психоаналитическая традиция связывает образ змеи с пенисом и истолковывает как сексуальное влечение сновидца. Страх, испытываемый перед змеями (такие сны чаще всего снятся женщинам), — это либо страх сексуальности и мужского полового органа, либо сильное желание сексуального контакта и страх (стыд) признаться себе в этом.

В юнгианской традиции образ змеи включает помимо сексуального еще и познавательный аспект (поскольку познание и секс можно рассматривать как связанные между собой — «И познал Адам Еву…»), и — в силу этого — змеи ассоциируются с мудростью, лжемудростью, тайным знанием, исцелением, спасением, искушением, злом…

Змея также может представлять собой пуповину и в этом смысле символизировать вооще любые отношения между людьми. Яд змеи в этом случае символизирует «ядовитые», болезненные, нездоровые или опасные отношнения. Подобные «опасные связи» могут быть столь же смертельны как и укус ядовитой змеи.

В сновидении, как правило, на первое место выходят не все эти значения, а только некоторые из них.

В общем же хладнокровные существа можно рассматривать как выражение далеких от бодрствующего сознания сновидца импульсов, желаний и фантазий. Иногда серия снов показывает, как холоднокровное животное через какое-то время исчезает, уступая место теплокровным животным. Юнгианское истолкование этого являения таково: бессознательные аспекты души приближаются к сознанию сновидца, превращаясь в более «теплые» и эмоционально близкие.  

Теплокровные — в их облике в сновидениях нас посещает наша «лесная душа». Живя в условиях современной цивилизации (с асфальтовыми дорогами, телевизорами и мобильниками, холодильниками и компьютерами) мы забываем, что «we are animals», то бишь «существа одушевленные» (anima значить по латыни «душа»). Вот эта-то душа и приходит к нам в разных обличьях, прикинувшись то волком, то рысью, то кошкой, то мышкой…

Чаще всего в сновидениях появляются образы волка, собаки, кошки, медведя, лисицы, лошади, коровы (быка), оленя. Блуждая в сновидных местностях и встречая там свою «лесную душу», важно не злиться на нее и не пугаться, какой бы дикой и необузданной она нам ни показалась. Как цивилизованные люди, мы часто забываем о том, каким благотворным эффектом может быть общение с неприрученной стороной нашей души. Но часто желание все контролировать и все держать «в узде» оказывается роковым при встрече с «дикой природой», губительным как для нее, так и для нас.

В сновидениях (если это не вариант осознанных сновидений) мы обычно лишены возможности управлять своим сновидным «Я», оказываясь заложниками сновидной ситуации. Поэтому в некоторых техниках по работе со снами предлагается вспомнить свое сновидение и попытаться прожить его еще раз. В этом случае наше поведение может быть более произвольным и мы можем притормозить наши спонтанные реакции.

Поэтому:

  • если Вам в сновидении встретился волк, то потом, вспоминая и заново переживая свое приключение, не спешите спасаться от него бегством или пытаться его убить. Посмотрите сначала, как он себя ведет, насколько выглядит здоровым, сильным, сытым. Встревожен ли он, агрессивен или просто бежит по своим делам. Каждая деталь важна. Возможно, в Вашем сне вы увидите, что волк предельно настороже, ужасно агрессивен и вот-вот вопьется Вам в горло. Возможно, Вам приснится, что он уже вцепился Вам в горло. Но это Ваш волк, он существует в Вашей душе, и это именно Вы довели его до такого исступленного, злобного состояния. Не спешите сделать ему еще хуже. Ему и так не сладко. Конечно, невозможно вести переговоры, когда Вам в горло впиваются зубами, но Вы всегда можете сказать своему внутреннему волку: «Стоп! Хватит! С сегодняшнего дня, с этой минуты я разделяю с тобой твои заботы и твою боль. Я стараюсь понять, что тебе нужно и чего ты от меня хочешь. Ты хочешь убить меня, но я буду пытаться разобраться в том, что происходит!» В конце концов можем же мы хоть иногда воспользоваться данным нам сознанием и задуматься о том, почему в нашей душе бродят голодные, злые, облезлые волки. Но возможно, что Вам приснился сытый и холеный волк, который полон жизненных сил. В этом случае все не так катастрофично и у Вас есть время, чтобы понять, почему он Вам явился и зачем Вам и ему это нужно.
  • если Вам приснилась собака, то существенным является (это характерно для любых животных) ее состояние, ее порода и ее отношение к Вам (то есть Ваша ли она или она собака Вашего друга и т.д.). Иногда может присниться стая, в этом случае сон показывает, что Ваша витальная жизнь раздроблена и функционирует уже не как единый организм, а как собрание разных организмов. Тут важно, как собаки себя ведут, грызутся ли они между собой или более менее слажены и в стае есть иерархия. Собака, в отличие от волка, показывает, что Ваша витальная сторона души, обеспечивающая автономные процессы организма и сексуальность, уже ближе к цивилизации и более «ручная», однако не надо забывать, что в глубине души каждой собаки живет ее далекий предок — волк.
  • если Вам приснится медведь, то его образ очень часто показывает аспекты материнского комплекса. В виде медведицы мы сталкиваемся с той частью нашей души, которая связывает образ нашей матери с образом нас как ребенка в один устойчивый тип взаимоотношений. Также медведь у многих народов считался священным животным и его подлинное имя часто табуировалось и передавалось иносказательно (русск. «медведь» — это «тот, кто ведает, где есть мед»). К медведю относились уважительно и издревле существовали ритуалы, испрашивающие разрешение убить медведя. Русские сказки, такие как «Машенька и медведь» или «Три медведя» указывают на связь образа девочки и медведя. Девочка должна хорошо и послушно служить медведю, после чего тот возвращает ее домой. Подобное действо напоминает инициацию девочки (в других сказках девочка может попасть к Колдунье, Колдуну, Бабе Яге и некоторым другим персонажам, которые обычно ассоциируются с Природой, которая и одаривает, и наказывает). Эти персонажи обычно повелевают животными и могут влиять на погоду (как в сказке «Госпожа Метелица»). Таким образом девочка приобщается к глубинным основам и ритмам жизни, которая бесконечно щедра, если быть с ней в ладах, и жестока, если идти ей наперекор. Правда, иногда больше подчеркивается ее разрушительный момент, но это чаще бывает в сказках, где речь идет не о Девочке и ее злой Сестре, а о паре Братец-Сестрица. А это уже другая история…
  • один из излюбленных сновидением образов - кошка. Вот что пишет об этом образе М.-Л. фон Франц, сподвижница Юнга, в работе "Кошка. Сказка об освобождении фемининности": "Теперь обратимся к образу кошки и его материальным и мифологическим амплификациям. Самое поразительное в символе кошки - его амбивалентность. Как и для образа змеи, для образа кошки характерен весь диапазон значений - от милосердия и доброты до злобы и враждебности.
    Исторически кошка оказалась первым образом, наделенным архетипической энергией, когда в древнем Египте ее стали считать священным животным. Сакрализация ее образа означала, что он, по существу, оказался лишенным теневых сторон, присущих природе кошки, и соединен с духовной жизнью человека. С самого начала в Древнем Египте кошка считалась священным животным богини Изиды. Великая богиня-кошка Бастет (Бает), появившаяся в двадцать четвертой династии именно как дочь Изиды и ее мужа Осириса, заняла самое высокое место по сравнению со всеми остальными богинями. Ее называли госпожой Бубастис, а ее храм находился в самом центре города, окруженный водой.
    Хотя Бастет считалась кошкой, она часто идентифицировалась со своим отцом Ра. В египетской мифологии образы богов часто сливаются; в основном такое слияние присуще египетским богам Осирису, Ра и Гору. Из-за идентификации кошки с богом жизни Ра считалось, что солнечная кошка каждую ночь участвует в космической битве с Апепом, могучим драконом, олицетворением зла и тьмы. Именно поэтому кошка занимает свое место среди солярных героев в мировой мифологии, которые боролись с дьяволом во всех его обличьях.
    Кошку почитали и как лунарное существо. Считалось, что при наступлении темноты, когда лучи солнца уже невидимы человеческому глазу, они отражаются в фосфоресцирующих глазах кошки, как луна отражает свет солнца. В таком случае можно говорить об уже знакомом нам типе фемининного сознания.
    В последний период упадка Древнего Египта Бастет идентифицировалась с Артемидой-охотницей, богиней-девственницей, покровительницей природы и плодородия. Согласно одному мифу, когда греческие боги, преследуемые Тифоном, бежали в Египет, Артемида превратилась в кошку и в таком обличье спаслась на Луне. Геката тоже превращалась в кошку. Наряду с Фрейей, тевтонской богиней плодородия и женой Солнца, в колесницу которой были запряжены две кошки, Геката также воплощает злую сторону фемининпости - ведьму, Ужасную Мать, которая вызывает сумасшествие и одержимость.
    Наконец, в средние века считалось, что кошка наделена силой и властью дьявола. Мы уже упоминали о том, что некоторые женщины обладали способностью переселять свою душу в черную кошку. Это были ведьмы, которые поклонялись не силам света, а темным силам, то есть самому дьяволу. Вполне возможно, что отвержение официальным католичеством инстинктов сексуальности - то есть природного аспекта фемининпости - оказало немалое влияние на развитие образа кошки как символа пагубной, инстинктивной фемининпости. По существу, черную кошку можно считать теневой стороной Девы Марии, спроецированным бессознательным желанием отомстить католической церкви. Итак, мы видим (хотя и очень схематично), как сформировалась полярность архетипа кошки. А теперь кратко рассмотрим некоторые характерные черты, связанные как со светлым, так и с темным аспектом кошки.
    Образ кошки тесно связан с бессознательным и со всеми творческими процессами. Люди верили, что сексуальные оргии Бастет способствуют повышению плодородия растительных культур, плодовитости животных и деторождению. С другой стороны, оргии черной кошки, проходившие в безлунные ночи, по существу, были «стерильными» ритуалами. Совокупление с дьяволом, который часто принимал образ кота, было бесплодным, вызывало град, ливень и ураган, падеж скота, смерть животных, бесплодие и импотенцию людей. Образ белой кошки был связан с исцелением и заботой. Она находила противоядие, снимала раздражение и помогала людям восстанавливать силы и здоровье. Ее хвост служил средством исцеления слепоты, и вообще люди считали, что сила кошки сосредоточена у нее в хвосте, который к тому же помогал поддерживать равновесие. С другой стороны, черная кошка-ведьма отравляла человеческий разум, заражала человеческое тело разными болезнями и наводила на людей слепоту. Дьявол использовал хвост кошки - своего воплощения, для того чтобы заколдовывать людей и делать их послушными своей воле.
    В фольклоре и сказках белая кошка является освободителем угнетенных, помощником бедных и обездоленных молодых людей. Они используют ее знания и энергию, чтобы преодолеть силы тьмы и стать богатыми, сильными и достойными уважения. Черная кошка часто служила приметой или предзнаменованием неудачи, приносила людям бедность и уныние. Она подавляла людей и заставляла их мучиться. Она была изменницей и воровкой. Считалось, что солярная кошка, воплощение мирового света, находится у ног  Христа, тогда как «чертова» кошка сидит у ног Иуды.
    В положительном смысле кошка, как и змея, ассоциировалась с бессмертием. Когда кошка сворачивалась в клубок, считалось, что она обладает девятью жизнями. В отрицательном смысле свернувшаяся в клубок кошка считалась «порочным кругом». Из-за немигающего взгляда и способности видеть в темноте кошку наделяли чертами провидицы. В отрицательном смысле предполагалось, что кошка обладает колдовскими чарами. Взглядом она могла парализовать свою жертву. Благодаря независимости и свободе кошка ассоциировалась с Пресвятой Девой, но вместе с тем, как мы уже знаем, и с ведьмой тоже. Кошка является цели-тельницей и помощницей людей; она защищает их жилище и стада от змей и грызунов, но одновременно люди боялись ее проклятий, считая колдуньей и вампиром.
    Теперь рассмотрим другой аспект кошки - тот, что находится между полярными крайностями, о которых уже шла речь. Согласно учению гностиков, в райском саду была кошка, охранявшая дерево жизни - то есть древо познания добра и зла. Вместе с тем египетская солярная кошка ассоциировалась с персидским деревом Гекаты, которое тоже считалось деревом жизни и познания. Кроме того, есть кельтская легенда, в которой говорится о том, как оракул, уединившись в пещере для поклонения, увидел там худую кошку, растянувшуюся на серебряной скамье. Иначе говоря, кошка считалась медиумом. Она служила символическим мостом между добром и злом, при этом знала и то, и другое. Она выступала в качестве посредницы между ними, а также между внутренней и внешней жизнью, богом и сверхъестественными силами природы и человеком. Так как кошка имела доступ в обе сферы и в обеих ощущала себя как дома, она обладала пророческой мудростью и могла научить нас, как привести в равновесие конфликтующие силы. Как символ сознания кошка является психической сущностью, которая знает путь, помогает нам научиться доверять ей, почитать ее, подчиняться ей и следовать за ней туда, куда она нас поведет.
    И, наконец, несколько слов о принесении кошки в жертву. Смысл жертвоприношения кошки заключается в устранении человеческих проекций на животное, независимо от убеждения, какие силы — темные или светлые — оно в себе воплощает. Жертвоприношение кошки - это необходимая компенсация великого бессознательного. Она представляет собой акт восстановления человека после любого вида архетипической одержимости. Так, известны ритуалы жертвоприношения кошки в католической Франции, в Англии и других странах. Но вместе с тем мы можем видеть там изображение кошки, сидящей у основания креста, и этот образ, являясь символом света, исцеления и спасения, служит воплощением самого Христа, и так же, как Его, кошку приносят в жертву, чтобы она смогла воскреснуть.
    Если кошачий образ ассоциируется с солнцем, значит, это образ кота. Если же такой зверь помогает сказочному герою, как, например, в сказке «Кот в сапогах», то, безусловно, речь идет именно о коте. А если мы захотим его описать, следует отметить, что он обладает качествами Меркурия. В таких сказках кот знает, что делать, он является проводником души. Он ассоциируется с солнцем и, как Меркурий, в союзе с солнцем всегда становится помогающим, чем очень отличается от кошки. Кошка ассоциируется с луной, с плодовитостью Бастет и т.д.
    Родиной кошек считается Египет. В конечном счете все кошки - выходцы из Египта. Прежде на земле кошек не было. В Египте она считалась священным животным и, наверное, до сих пор считается животным благородным. Существует поразительная автобиографическая повесть Агаты Кристи, где речь идет о том, как ее второй муж, который был археологом, взял ее с собой в Египет на раскопки (An Autobiography (London, Collins, 1977).). Они жили в небольшой хижине, но эпидемия чумы, которую разносили крысы и мыши, была столь ужасной, что археологи всерьез думали о возвращении. Они использовали яд и другие средства, чтобы избавиться от грызунов, но ничего не помогало. В конечном счете они пожаловались арабскому шейху, и тот ответил: «О, это очень просто». На следующее утро он приехал на раскопки с огромным котом и сказал: «Он поселится здесь». Всю ночь археологи слышали тяжелые глухие удары, возню, визг и писк, и по истечении трех дней в округе не осталось ни одной мыши. Агата Кристи была совершенно поражена тем, что этот кот сделал для человека и помог постичь природу этого сакрального животного. Он действительно стал защитником и помощником человека, причем именно среди ночи, в темноте, когда человек ощущает себя столь беспомощным. Я бы отметила, что именно кошку, лунарное создание, прежде всего можно считать помощницей и защитницей.
    В Египте Бастет вообще не наделяли чертами ведьмы. Темная сторона ее образа была связана с миром мертвых и с Луной (которая тоже относится к миру мертвых). Но ей не приписывали черт, связанных с дьявольской природой. Кошка была исключительно позитивным архетипическим образом. Она была покровительницей плодородия, народных празднеств и музыки. Сист-рум, музыкальный инструмент Изиды, всегда ассоциировался с кошкой, и в результате проведенных в Египте археологических раскопок удалось найти много изображений кошки с систрумом. Возможно, именно поэтому кошки исполняют свои волшебные арии по ночам, так как они не предназначены для наших ушей.
    Бастет всегда считалась очень музыкальной. А на празднестве в ее честь люди плыли на лодках по Нилу, и находящиеся в лодках женщины поворачивались спиной к стоящим на берегу, задирали юбки и под аплодисменты показывали зад собравшейся публике. Это был один из ритуальных способов развеселиться и получить удовольствие на празднестве в честь Бастет. Почитание плодородия, сексуальные ритуалы и даже сладострастие были обязательной частью этих празднеств, и все это считалось исключительно позитивным аспектом кошки. У нее не было темных черт, присущих ведьме. Как уже отмечалось, в германской мифологии кошка ассоциировалась с богиней Фрейей, исключительно позитивным божеством.
    Все дьявольские черты кошки и ее сходство с ведьмой вышли на первый план только с появлением христианства. Это было связано с патриархальным гонением на теневую сторону фемининности. И тогда кошку стали считать ведьминым или дьявольским отродьем или даже вампиром. Существовали ритуалы повешения кошки, аналогичные охоте на ведьм. Считалось вполне естественным, что люди должны избавляться от зла, правда, сначала они проецировали зло на кошку, а потом ее вешали.
    Вместе с тем кошки очень непослушны. Они способны выжить в самых невероятных условиях, причем часто обходятся даже без особых травм. Они могут упасть с большой высоты, но всегда приземляются на все четыре лапы. Это очень живучие животные. Я выросла в семье, где были и кошки и собаки; с собакой мы часто ходили к ветеринару, с кошкой - никогда.
    Следует упомянуть еще кое-что, связанное с кошкой и ее независимостью. Собака становится трогательным, эмоционально привязчивым другом человека и всегда преданным ему. Большинство собак, если вы их подобрали на улице и приручили, погибнут или, по крайней мере, будут очень жалкими и несчастными, оказавшись вне дома. Кошка никогда не привязывается к человеку так сильно, как собака. В молодости я всегда поражалась тому, какой льстивой может быть кошка. Например, когда она голодна или когда ей хочется ласки, она просто приходит и трется о человека, распушив хвост; порой, когда у меня не было времени, я ей говорила: «Уйди от меня. Мне нужно читать». Кошка отвечала: «Хорошо» - и начинала тереться о ножку стула, словно говоря: «Если ты не хочешь меня погладить, я сделаю это сама. Ладно, это тоже неплохо». Собака обиделась бы до глубины души и смотрела бы на вас с укоризной; с собакой так поступать нельзя. А с кошкой - «да ничего подобного». Она никогда не доверит человеку свою душу. Она может быть дружелюбной и извлекать из нас пользу, но при этом всегда остается независимой.
    Можно заметить, что кошки часто снятся женщинам, которые не отличаются независимостью и слишком по-собачьи привязаны к своим мужьям и детям. В подобных случаях я отмечаю, какую роль в таком сновидении играет кошка. Она знает, чего хочет, и всегда «гуляет сама по себе». Кошка приходит поесть в определенное время, и тогда она действительно дружелюбна. Но когда ей нужно уйти - «Мя-яу», - и вам придется позволить ей это сделать. Запереть кошку в комнате - значит поступить с ней очень жестоко. Вы можете держать в квартире собаку, но держать в квартире кошку и никогда не позволять ей выйти - это действительно очень жестоко, ибо ей нужно проявлять свою независимость. Она должна бродить и вести свою собственную жизнь. Будет очень неприятно, если она одичает, убежит и окотится. Тогда наступит кошачья чума. Они станут очень опасными, потому что их будет слишком много. А потому эта характерная черта кошки очень тесно связана с охотой на ведьм."
  • лисица также часто является образом «заколдованной», то есть невротизированной души. Когда мы начинаем жить не своей жизнью, а так, словно нас околдовали, когда мы навязчиво делаем то, чего бы и не хотели делать, когда мы думаем те мысли, которые лезут нам в голову и когда нас преследуют страхи, — значит, самое время начать видеть подобные сны. В поверьях многих народов лисица, как и волк, могли быть оборотнями. Когда наша душа «оборачивается» неведомой нам стороной, и мы вынуждены вести себя как одержимые — мы сталкиваемся с действием сил, которые сильнее нашего «Я», сильнее нашего сознания. Из страха перед этими силами мы с радостью проецируем их во внешний мир и ищем там врагов, недругов, злобных гадалок и начинаем думать про сглаз, порчу, венец безбрачия и прочие «понятные» вещи. Но колдуны и колдуньи живут внутри нас — и это самое неприятное известие, которое узнает человек, начиная заниматься психологией. Второе неприятное известие состоит в том, что он не может быть освобожден и излечен без личного участия, без личного труда и заботы, и что нельзя просто заплатить деньги и получить мгновенное избавление. Поэтому если вам приснилась лисица, загляните в ее узкие желтые глаза и постарайтесь понять, что именно и как давно вы делаете не так.
  • олень (лань). Вот что по поводу этого образа пишет М.-Л. фон Франц в работе "Толкование волшебных сказок" (гл. 7): "Лань часто указывает путь или находит наиболее удобное место для переправы через реку. С другой стороны, она иногда заманивает героя туда, где его ждет беда или даже смерть, приводя его к пропасти, увлекая за собой в море или в болото. Она может также вскармливать молоком сироту или покинутого родителями ребенка. Олень-самец зачастую несет между своими рогами кольцо или драгоценный крест, наконец, у него просто могут быть золотые рога. ...В одном средневековом тексте объясняется, что когда олень-самец чувствует приближение старости, то он сначала проглатывает змею, а затем жадно пьет воду, чтобы змея захлебнулась у него в желудке; но в то же самое время змея отравляет его своим ядом, и самец, чтобы очиститься от него, должен сбросить свои рога. Если яд удален, у него могут вырасти новые рога. ... Сбрасывание рогов служит, по-видимому, природной основой всех мифологических трансформаций, приписываемых оленю в фольклоре. В средневековой медицине, например, существовало мнение, что косточка от сердца оленя помогает при сердечных заболеваниях.

         Подводя итог, можно сказать, что олень символизирует собой бессознательный фактор, который показывает путь, ведущий к решающему событию: либо к омоложению (т. е. радикальной перемене в личности или в отношении к любимому человеку), либо к посещению потустороннего мира (например, сада Гесперид), либо даже к смерти. Кроме того, олень выступает в качестве носителя света и символов мандалы (круга и креста). Подобно Меркурию или Гермесу, олень, по-видимому, является типичным психопомпом — проводником в бессознательное. Выполняя роль своеобразного моста к более глубинным пластам психического, он выражает собой некое бессознательное содержание, которое притягивает к себе сознание и ведет его к новому знанию и новым открытиям. Символизируя инстинктивную мудрость, присущую человеческой природе, олень производит своим внешним видом чарующее действие на людей и являет собой тот неизвестный психический фактор, который наделяет сновидение смыслом. Связанный со смертью аспект, который присущ оленю, дает о себе знать, когда сознание занимает по отношению к этому неизвестному фактору отрицательную установку; такая установка вынуждает бессознательное проявляться своей разрушительной стороной."

  • конь (лошадь) — один из частых обитателей снов. Конь и человек, пожалуй, еще более «сладкая парочка», чем человек и собака. Всадник — одна из наиболее захватывающих человеческое воображение фигур. Даже сейчас, когда люди пересели на «железных коней», женской фантазии мерещится «принц на белом коне» или тайный ночной похититель на гнедом жеребце. Да и самих сексуально активных молодых мужчин по-прежнему называют «жеребцами». В сновидениях конь чаще всего олицетворяет сексуально-витальную природу, она может быть более или менее «прирученной», «смирной», «дикой» или «разнузданной»(без узды). "Всадник и лошадь символизируют человека, которого увлекают инстинктивные жизненные силы. - Пишет М.-Л. фон Франц в работе "Кошка. Сказка об освобождении фемининности". -  Наша природная организация, наше тело является телом животного. Образ лошади связан с природной жизненной силой. Очень часто люди заболевают после того, как им приснится раненная или загнанная лошадь; то же самое происходит с их телом, так как на символическом уровне именно тело-лошадь несет их душу. Оно тоже связано с жизненной силой. Мы до сих пор измеряем мощность автомобильного двигателя в лошадиных силах, поэтому очень часто в сновидениях наших современников машина символизирует телесную структуру. Однажды в конце семестра, когда я очень устала, мне приснилось, что моя старая кошка едет в машине, которой управляет кто-то другой, а сзади виднеются клубы черного дыма. И я подумала: «Ох, эту неисправную машину надо поставить в гараж и починить». Тогда я поняла, что наступило время каникул. Если бы я продолжала работать, то либо простудилась бы, либо заболела чем-то еще. Просто бессознательное выбрало образ машины, чтобы указать мне на лошадь - возможные телесные недомогания."
    Есть еще один образ «слияния» человека и лошади — образ кентавра. Если в образе всадника больше доминирует человеческое начало (в том числе силы контроля), то в образе кентавра человеческое начало показывается как «захваченное» и подчиненное животным силам.
    • если Вам снятся маленькие зверьки — белки, сурки, мыши и т.п. — то это часто связано с тем кругом представлений, который связывается с этим животным. Правда, приснившаяся мышь, например, часто говорит о том, что ваша душа «заколдована», то есть пребывает в невротическом, не должном состоянии. Вы живете суетой, питаетесь крохами и ведете по большей части жизнь бессознательную, подчиненную неосознаваемым вами стереотипам поведения и мышления.

Насекомые — часто представлены «множествами»: стаями жуков, бабочек, стрекоз. Чаще всего снятся жуки, тараканы и бабочки. Жуки, как правило, вызывают неприятные чувства в диапазоне от легкого отвращения до острого страха и паники. Иногда сны с острым страхом и насекомыми могут сигнализировать о назревающем серьезном психическом конфликте и тем самым позволить его прояснить и, по-возможности, смягчить.

Простейшие — в эту группу можно объединить всех условно «маленьких» живых существ, которые не всегда соответствуют биологическим представлениям о простейших. Эти существа — довольно редкое явление для сновидений. И тем не менее, иногда они снятся. В зависимости от эмоциональной тональности сна и от его сюжета (например, сон может носить космогонический характер — быть историей о происхождении жизни и т.п.) эти сны могут указывать на степень сложности и глубины психических конфликтов сновидца. В случае особо странного сюжета или странных эмоций лучше обратиться к психотерапевту.

Мифические животные. В каждой культуре существует пласт образов, изображающих разного рода мифических животных. Это не только полулюди-полуживотные или полуптицы, но и различные "составные животные" (такие, как образ китайского дракона, восходящий, как теперь полагают ученые, к образу свиньи - см. ст. "Лун" в: Энциклопедия "Духовная культура Китая". Т. 2. Мифология. Религия. М, 2007). Но каждый человек, если ему приходилось выполнять психологический тест "Несуществующее животное", знает, что он  сам может создать животное, которое не обязательно присутствует в собрании типичных образов. Наше сновидение также может воспользоваться как уже имеющимися образами, так и создать свой собственный, отвечающий внутренним целям сновидения.  Толкование элементов сновидных образов при этом близко толкованию элементов рисунка в рисуночном тесте, подробно о котором Вы можете прочитать в работе: А.Л.Венгер. Психологические рисуночные тесты. М., 2006.  Но для того, чтобы понять смысл целостного образа и его функцию внутри сновидения, нужно включить его в контест сновидения, а также обратить внимание на его поведение и отношение к сновидцу.