Парадигмы   Дневники   О проекте   Поддержать проект
ПОИСК в архиве «Толкование сновидений» (только по слову)

Чтобы поисковая машина нашла все формы слова, введите слово без окончания
Имя:
Пароль: 
запомнить
Забыли пароль?
Зарегистрироваться

Сонник и толкование снов


Рассылка "Мир сновидений"


Рассылки@Mail.ru
Мир сновидений

Сонник » Места

З.Фрейд писал в "Толковании сновидений", что "драматизация" является одним из способов, которым сновидение превращает "латентную мысль" в воспринимаемый нашим сознанием чувственный образ. Поэтому неудивительно, что чаще всего сновидения разворачиваются на какой-то "сцене", будь то знакомые или незнакомые, вымышленные места.

При этом "сцена" (как и сцена в театральной постановке) несет в себе определенный смысл и никогда не бывает безразличной по отношению к разворачиваемому на ее фоне действию. Поэтому при толковании сна рекомендуется крайне внимательно относиться не только к действующим лицам, но и к тому, где именно действие происходило. Часто именно эти детали становятся "проводником" к смыслу сновидения.

Поскольку даже в описаниях сверхчувственной рельности люди пользуются метафорами из мира чувств и образов, то мы невольно помещаем в пространственные границы разные виды своего душевного или духовного опыта.

Как пишет Э.Андерхилл, известная исследовательница мистицизма: "Из-за того, что пространственная образность неотделима от человеческого мышления и человеческой речи, нет и не может быть у человека никакого прямого способа описания духовного опыта. Оно всегда должно быть символическим, иносказательным, косвенным; всегда предполагать, но никогда не высказывать истину; и в этом отношении нетрудно сделать выбор между подвижным, художественным языком визионеров и сухой специальной терминологией философов. В каком-то ином аспекте выбор совершить нелегко, но в данном случае именно визионер, а не философ получает пальму первенства. Чем лучше будит мысль используемый символ, тем ярче ответные эмоции тех, кому он адресован, тем больше истины он способен передать. Хороший символизм поэтому будет представлять собой больше, чем простую схему или простую аллегорию; он использует предельные возможности красоты и страсти, несет в себе намек на тайну и чудо, зачаровывает мечтами душу [mind], к которой он обращен. Он взывает не к рассудительному разуму, а к страждущему сердцу, к интуитивному чувству человека.

Три больших класса символов, которые я предлагаю рассмотреть, взывают к трем глубоким страстным стремлениям Я, к тем трем великим проявлениям человеческой неуспокоенности, которые полностью удовлетворить может только мистическая истина. Первое – стремление, которое делает человека странником и скитальцем. Это страстное желание оставить свой обыденный мир ради поиска утраченного дома, "земли обетованной" – Эльдорадо, Сарраса, Небесного Сиона. Второе – влечение сердца к сердцу, души к своему супругу, к возлюбленному. Третье – страстное желание чистоты и совершенства, которое превращает человека в аскета и в конечном итоге в святого." ("Мистицизм", К., 2000)  

Эти классы символов описывают путь мистика либо как паломничество к некой цели, либо как брак с возлюбленным, либо как процесс превращения и очищения души.

Так что неудивительно, что подчас именно очень значимые для нашей жизни сновидения рисуют нам картины дороги, леса, моря, некоего замка или дома, пещеры или горы.

Для К.Г.Юнга, например, вообще человеческая психика представлялась как система более или менее связанных между собой психических комплексов (образов, объединенных одной сильной эмоцией и образующих некую единую "тему"). Один из них нами освоен больше всего - это наше "Я", или Эго-комплекс. Но для юнгианцев он лишь один из множества других, которые разбросаны как острова в океане и не всегда известны нашему "Я". Они могут представляться в совокупности как лес или море, или более детально - как незнакомый город. В таких снах мы находим всегда некое здание, существо или место, которое имеет для нас большую (но не всегда непонятную) ценность. Подобные сны, по Юнгу, чаще всего снятся в минуты душевных смут и невзгод, когда былые ориентиры утрачены, а новые - еще не найдены. В таких снах мы уподобляемся героям волшебных сказок, которые покидают знакомый мир отчего дома и отправляются в путешествие, чтобы претерпеть разного рода испытания и в конце концов преобразиться.