Парадигмы   Дневники   О проекте   Поддержать проект
ПОИСК в архиве «Толкование сновидений» (только по слову)

Чтобы поисковая машина нашла все формы слова, введите слово без окончания
Имя:
Пароль: 
запомнить
Забыли пароль?
Зарегистрироваться

Сонник и толкование снов


Рассылка "Мир сновидений"


Рассылки@Mail.ru
Мир сновидений

Сонник » Места » Ландшафты

Болото | Водоем | Горы | Дорога | Лес | Пещера | Поле (Луг) | Поляна | Пустыня

Болото

Болото — образ, связанный с разного рода внешними и внутренними (психическими) опасностями и неприятностями. «Попасть в болото», «завязнуть в болоте» — таковы основные смысловые ассоциации с этим местом.

Помимо прямой угрозы болото еще символизирует и скрытую угрозу, поскольку топкие места часто прикрываются веселенькой травкой и так и манят туда шагнуть. Поэтому если вам снится болото, то нужно очень внимательно присмотреться к своей жизни и понять, как это вас угораздило оказаться в столь опасном для жизни месте.

Более положительный аспект образа болота представляют ягоды и грибы. Но и этот смысловой оттенок может быть «коварным», как коварно болото: «клюква» и «грибы» часто являются образами, связанными с сексуальностью и поэтому «собирать на болоте клюкву» или «искать на болоте грибы» может иметь смысл поиска опасных сексуальных приключений.

Помимо этого, образ болота может представлять собой ситуацию поиска верного пути в ненадежных и рисковых ситуациях. В этом случае важно обратить внимание на то, были ли вы на болоте одни или у вас были спутники и какую роль они играли.

В некоторых психотерапевтических традициях (символдрама, например), прибегающих к фрейдистским или неофрейдистским толкованиям, образ болота рассматривается как изображение трудностей детско-материнских отношений на ранней стадии развития ребенка и указывает на фрустрацию оральных потребностей.

В юнгианской традиции образ болота будет скорее изображать общие трудности в получении и реализации («застой») психической энергии, приводящие к общей стагнации жизни, к утрате творческого потенциала, к нарушениям в карьерном росте и тому подобное.

Водоем

Водоем — весьма многоликий образ, поскольку существует огромное множество разнообразных водоемов и образ каждого из них, в свою очередь, наделен множеством неповторимых нюансов и оттенков. Поэтому предложенный перечень заведомо не может быть полным. Однако, невозможность сказать все — еще не повод не говорить ничего. Итак:

  • Океан — образ грандиозного количества воды. Вода в сновидениях очень часто интерпретируется как психическая энергия. Поэтому резервуар психической энергии часто трактуется как бессознательная часть психики в целом. В этом случае суша, объемлемая океаном, сопоставляется с сознанием, которое окружено бессознательной психикой. Поэтому в сновидении очень важно состояние океана. Подобный образ прекрасно изображен в «Солярисе» С.Лема и снятой по нему А.Тарковским киноверсии. Состояние океана показывает, насколько гармонично ваше сознание живет с вашим бессознательным. В зависимости от поведения сознания, «океан» отзывается на него разного рода активностью, то создавая «длиннуши» (сновидения, фантазии, образы), то творя живые и яркие воспоминания, то посылая «гостей» (людей и ситуации, которые оказываются очень значимыми в нашей жизни).
  • Море«микроокеан». Моря изображают психическую энергию более специализированно. В этом им оказывают «помощь» сами названия: «мертвое море», «красное море», «черное море», «средиземное море», «белое море» и т.д. В море часто важным оказывается не только его общее состояние, но и те обитатели, которые его населяют. Поэтому рыбы, водоросли, кораллы и прочие существа и растения, которые появляются в ваших снах — это образы тех бессознательных настроений, мыслей, чувств, желаний, которые часто живут в таких «глубинах» психики, что редко выплывают на поверхность и становятся доступными бодрствующему сознанию. Поэтому, если вам снится, что вы находитесь под водой, это может говорить о том, что пришла пора познакомиться со своей «подводной флорой и фауной», чтобы понять те «волнения», которые происходят на поверхности. Помимо этих «отдельных» сущностей, в море существуют течения. В бессознательной душе, возможно, также происходят «медленные» процессы и изменения, которые можно представить в образе течений. Поэтому, если вам снится, что вас уносит Гольфстрим или другое течение, то важно постараться его понять: каково это течение, куда вас «несет», откуда оно происходит.
  • Озеро — особое внимание нужно уделить виду и качеству воды, а также виду берегов: пустынные они или обжитые, есть ли на них леса, скалистые они или нет, если ли бухты, причалы, заливы, устья рек и т.д. Важным моментом является и то, как сновидец видит самого себя: не берегу, в воде, в лодке, на пароме и т.д.; один он или со спутниками; встречается ли он с существами (птицами, рыбами, русалками, водяными и т.п.) и предметами. Сновидец может, например, встретить утопленника или засмотреться на свое отражение в воде.
  • Водохранилище — по самой своей функции и названию предполагает, что вода специально набирается и хранится для каких-то нужд. Поэтому важно, насколько правильно, хорошо и точно выполняется эта работа — собирание и хранение воды. Приснившееся водохранилище может означать, что сновидцу нужно «набраться сил», чтобы тратить их не стихийно (разливы рек), а планомерно (как планомерно забирается вода из водохранилищ).
  • Пруд — представляет собой озеро искусственного происхождения. Может быть разного размера и иметь (помимо эстетических задач) разного рода дополнительные предназначения (в прудах может разводиться рыба или они могут использоваться в целях безопасности и хранения воды для использования в засушливые годы). Поэтому существенным в сновидении является то, чей это пруд; как, когда и для чего он сделан; в каком состоянии находится; заботится ли о нем кто-нибудь; есть ли рядом постройки и какие они; какие берега; есть ли мосты, «мостки», «домики для лебедей» и т.д.
  • Лужа — двойственный образ, имеющий как явно отрицательную семантику («сесть в лужу», «сидеть в луже», «упасть лицом в грязь (в лужу)»), так и положительную («шлепать по лужам босиком» в детстве, «пускать кораблики»). Так что в «контексте детства» образ лужи имеет приятные смысловые оттенки, а во «взрослом» — неприятные, связанные с потерей лица, статуса, с алкогольным опьянением («пьяному море по колено, а лужа — по уши»).
  • Река — почти всегда это образ и течение жизни сновидца. Выражение «река жизни» как нельзя лучше подходит для интерпретации этого образа, показывая всю сложность и многоаспектность толкований. Поэтому в этом образе не важных деталей нет (впрочем, так обстоит дело почти с каждым образом). И течение реки, и преграды (водопады, заторы, плотины и т.д.), и вид берегов, — все указывает на то, в каком состоянии находится жизнь сновидца и как распределяется его жизненная энергия: или река полноводна, или «в сухой реке пустой челнок плывет»…
  • Старица — старое русло реки. Если сновидец видит себя на старице, то это может говорить о том, насколько он «сбился с пути» и что его жизнь идет мимо него. При этом самому сновидцу может очень нравиться это место. На старице часто бывает очень красиво и приятно: течение медленное или его почти нет, растут кувшинки и лилии, по берегам — плакучие ивы, — но за этой «прелестной романтикой», как за ширмой, скрывается оскал действительности и эта действительность весьма печальна. Образ старицы может говорить о скрытой долгой депрессии, страхе жизни и страхе смерти, о не желании жить своей жизнью.
  • Канал — искусственное русло. Поэтому образ канала ассоциируется с трудом и работой, с тем, что сделал человек (сам сновидец, его близкие или его окружение). В отличие от реки, которая «есть», канал строится, прорывается, укрепляется. Аналогичным образом он указывает на проделанную внутреннюю работу человека, направившего «энергию» в нужное ему русло: например, на обучение языкам, которое ему дается не легко («от природы»), а на которое он тратит много сил и времени.
  • Ручей — понимание этого образа связано с образами других водоемов, поскольку очень важно, где начинается и куда впадает ручей. Он может прочитываться и как пересыхающая река, и как источник, питающий реку. Говоря метафорически, ручей как капилляр, питающий кровью артерии. И главный его смысл такой же.
  • Колодец — весьма любимый сновидениями образ. Указывая вертикальное направление, колодец задает саму идею «глубины» психики, связывая «поверхностные» уровни сознания с «глубинными» уровнями неосознаваемого. Поэтому образ колодца в первую очередь показывает, что сновидец «погружается» в «мир бессознательного». Состояние колодца свидетельствует о том, в каком состоянии находится «связь» сознания и бессознательного. Если колодец добротен, ухожен, в нем свежая чистая вода — то это говорит о «здоровых»» отношениях сознания и бессознательного. Если же колодец ветхий, порос мхом и поганками, завален камнями, в нем тухлая застойная вода да еще в нем, не приведи Господи, парочка скелетов на дне, — то это значит, что уже давно пора озаботиться своим психологическим внутренним «климатом» и начать «восстановительные» работы.
  • Фонтан — рукотворный эстетический объект. Разнообразие фонтанов велико и с точки зрения их оформления, и с точки зрения напора и способов подачи воды. Изображая, как и образ колодца, связь сознания и бессознательного, образ фонтана смещает акцент на движение энергии ИЗ бессознательного в сознание, поэтому качество и количество воды — очень важный признак качества и количества той жизненной энергии, которым может распоряжаться сознание. Если, как в Бахчисарайском фонтане, вода едва капает, то это говорит о недолжном состоянии, о нехватке энергии, о том, что по каким-то причинам ее «приток» к сознанию ограничен. Не безынтересно отметить, что в китайской ландшафтной культуре нет фонтанов, поскольку подобное движение воды рассматривалось как противоестественное.

Горы

Основные смыслы этого образа концентрируются вокруг идеи вертикального передвижения.

Поэтому Гора может указывать на социальные амбиции сновидца: чем выше и круче ее склоны, тем нереалистичнее карьерные притязания человека. Однако низкие горы могут говорить о том, что уровень притязаний сновидца сильно занижен. Поэтому реалистичность амбиций будет связываться с тем, есть ли возможность восхождения на гору или сновидец может вообразить себя на вершине, только благодаря «волшебному вознесению». Чем лучше видна дорога и способ восхождения, тем больше вероятность того, что сновидец пройдет социальный путь сам, а не будет мечтать о мифических благодетелях и патронаже.

Форма вершины горы в символдраме, которую часто называют «психоанализом в образах«, интерпретируется как материнский (округлые вершины) и отцовский (остроконечные вершины) образы. Их высота, удаленность, степень сложности восхождения и приближения к ним говорят о сложившихся детско-родительских отношениях сновидца.

Если сновидец видит себя сразу на вершине высокой горы, то это может говорить о его общей инфантильной установке в жизни, о завышенных требованиях к себе и миру, желанию решать проблемы не «пошагово«, а «одним махом«.

Препятствия в горах (перевалы, сходы лавин, ущелья, завалы и т.д.) могут говорить о разного рода внешних и внутренних затруднениях. Однако чаще всего наибольшие затруднения вызывает сама возможность восхождения: склоны слишком крутые, тропинка исчезает, камни острые, почва осыпается из под ног… Но!

«Лучше гор могут быть только горы,
На которых еще не бывал…»

Дорога

Как правило дороги — это артефакты (имеют человеческое происхождение), но не всегда. Бывают дороги — русла высохших рек, тропы животных, а в сновидениях могут быть и дороги, созданные мифическими существами. Дорога — очень важный образ в сновидениях. Она показывает не только направление, не только возможность куда-то прийти, но и качество этого «пункта назначения». Во сне часто бывает ощущение, что «вдоль дороги все не так, а в конце — подавно…». Так что дорога заранее настраивает сновидца на определенный лад. Как правило по мере продвижения это внутреннее ощущение конденсируется и «уплотняется» в уверенность. Поэтому, идя по дороге, очень важно улавливать малейшие колебания настроения, потому что они являются индикаторами будущего.

Одним из распространенных мотивов является исчезновение дороги. Это может говорить о том, что созданные когда-то ориентиры потеряны и нужно быть предельно внимательным в ситуации полной неопределенности и неизвестности.

Еще один мотив — это противопоставление Дома, как места постоянного проживания, и Дороги. В этом смысле Дорога — это образ «ненасиженного места», места опасностей и приключений, неожиданностей и изменений.

Может и появиться образ совершенно особой дороги, как например у Стругацких в «Трудно быть богом» появляется «анизотропное шоссе». Это могут быть дороги, которые уводят в прошлое, в будущее, в детство, в другой мир…

Еще один мотив, это мотив «сбившегося с дороги». Он может иметь социальный оттенок («наш сын сбился с пути»), религиозный («заблудшие души, сбившиеся с пути спасения») и психологический («мне не ясен мой жизненный путь»).

Лес

Лес — изумительный образ, с помощью которого в сновидении появляется сама наша душа (психика, бессознательное). Огромное количество сказок отправляет своих герое в лес или за «высокие горы, синие леса». Там, в лесу или за лесом, героя ждет награда за труды и страдания. Так и сновдица его судьба часто ждет в лесу.

По мягкой хвое шел как по стеклу.
Жизнь — поле разве? Жизнь — дремучий лес,
Но от окурка, брошенного здесь,
Он превратится в пепел и золу…
 

Так что предельно важно, какой именно лес снится: солнечный он или мрачный, молодой или вековой, есть ли в нем живность или он «мертвый», растет ли в нем трава и подлесок или он похож на вычищенные посадки…

Очень важны и те персонажи, которые встречаются сновидцу в лесу. Это могут быть животные, люди, говорящие растения, мифические сущности разной нравственной окраски.

Но ничто сказанное не может исчерпать смыслового разнообразия образа леса.

Пещера

Пещеры в психоаналитической традиции интерпретируются чаще всего как женская утроба или влагалище, а проникновение в них как — сексуальный акт или как символическое возвращение к младенческому состоянию. Но пещера может прочитываться и как образ всего сокровенного, еще не ставшего сознательным, не вышедшего «на свет белого дня». В этом смысле спуск в пещеру будет »прочитываться» как погружение Я сновидца в глубины бессознательной психики. Такое путешествие как правило полно опасностей, но в конце концов сулит смельчакам вознаграждение — сокровище, клад или что-нибудь еще.

К образу пещеры примыкает образ грота, подземелья, спуска в подземный ход и т.д. В символдраме есть отдельно разрабатываемый сюжет — «спуск к пещеру». В ходе этого действа, которое разворачивается в воображении, оказывается значимым прегражден ли вход в пещеру и если прегражден, то чем именно (камень, завал, дверь и т.д.), есть ли туннель и как долго он тянется, ветвится или нет, какие у него стены. Потом, когда открывается сама пещера, то каких она размеров, есть ли в ней предметы. Довольно часто в пещерах такого рода оказывается некое центральное сооружение. Оно может быть представлено как трон, стол, фонтан, бассейн, клад или как-то иначе. Довольно часто его невозможно или очень трудно взять или просто к нему притронуться. В юнгианской психологии он может олицетворять центр нашего Я.

Поле (Луг)

Образ поля и луга похожи, с той лишь разницей, что поле более связано с деятельностью человека, чем луг, а потому представляет более «окультуренную» часть нашей психики. В символдраме этот мотив является при прохождении терапии первым в череде мотивов. По состоянию луга определяется актуальное состояние человека, его внутренний микроклимат, а также самые ранние эмоциональные переживания в диаде «ребенок — мать».

Поляна

Как светлое место в лесу поляна чаще всего олицетворяет «островки» сознательности в бессознательной психике. Поэтому «выйти на поляну» часто означает «прийти к пониманию чего-либо». Однако часто бывает и так, что этот «островок» населен некоторой автономной жизнью, например, на нем стоит домик Бабы Яги или домик медведя. В этом случае юнгианская психология усматривает в образе поляны манифестацию «автономного психического комплекса» («субличности» в терминологии гештальт-психологии), обладающего некоторой долей элементарного сознания. Встреча с ним чрезвычайно важна для Я сновидца и полна как опасностей, так и новых возможностей.

Пустыня

Как правило это крайне неблагоприятный образ, символизирующий тотальное энергетическое истощение Я сновидца. Пустыня населена лишь миражами, отшельниками-аскетами да ядовитыми животными. Пески и камни пустыни, ее безжизненность и открытость всем ветрам говорят о том, что Я сновидца зашло в тупик, оно на грани жизни и смерти, отчаяния и надежды, гибели и возрождения. Это место — предельное, экстремальное. Тут все становится предельно рисковым, и каждая мелочь может стать последней. Но все же и в пустыне можно найти воду (психическую энергию), а значит — жизнь. И Я сновидца, оказавшегося в пустыне, должно быть готово к испытанию — испытанию миражами (ложными убеждениями), испытанию голодом и жаждой, испытанию на верность самому себе и своему Богу. Искушение, которому подвергаются в пустыне, это искушение «по крупному счету», им определяется масштаб Я сновидца, его готовность выдерживать предельные напряжения и выстаивать в самых тяжелых ситуациях.