Парадигмы   Дневники   О проекте   Поддержать проект
ПОИСК в архиве «Толкование сновидений» (только по слову)

Чтобы поисковая машина нашла все формы слова, введите слово без окончания
Имя:
Пароль: 
запомнить
Забыли пароль?
Зарегистрироваться

Сонник и толкование снов


Рассылка "Мир сновидений"


Рассылки@Mail.ru
Мир сновидений

Сонник » Люди » Изображения, отражения, имитации

Портреты сновидца могут пониматься как часть его идеализируемого «Я» (сравните с высказыванием: «Ну, ты и нарисовался!»). Они могут связываться со страхами воплощения каких-то состояний сновидца или с запретом на их воплощение (часто это может касаться социальных амбиций или сексуальных желаний). 

Портреты других людей могут указывать на страх прямого контакта с ними, на психологическую дистанцию между ними и сновидцем. Иногда портреты начинают двигаться и разговаривать, сходить с плоскости и т.п.. В различных мистических историях и сказках порой фигурируют портерты незнакомцев (см. раздел Незнакомцы и незнакомки) или предков. Если снятся портреты с предками, то это может говорить как о разного рода семейных проблемах, так и о желании сновидца получить поддержку от других членов рода, особенно если  отношения с реальным семейным окружением перегружены разного рода негативными эмоциями. В таких снах появляется ощущение, что все мы - чьи-то дети и поэтому на каждого "отца" найдется свой "отец" и своя управа. Иногда такие сны снятся после прямого обращения (в виде молитвы или  просьбы) к некоему члену рода. Для юнгианских психологов образы предков укоренены в архетипе Мана-личности (см. Незнакомцы и незнакомки) и могут оказывать сильное позитивное или негативное влияние на сознание сновидящего.

Отражения в зеркалах часто однозначно истолковываются как дурное предзнаменование (если увидеть в зеркале свое лицо). Но такие опасения не оправданы, хотя подобному страху много тысячелетий (страх увидеть себя "отдельно" от себя, страх своего образа-двойника). Однако зеркало чаще всего означает возможность рефлексии, возможность увидеть себя со стороны, а также проблемы, связанные с самоидентификацией и/или нарциссическими тревогами ("я ль на свете всех милее?..").

Психологи говорят, что встреча с самим собой, пожалуй, самая неприятная встреча, потому что существует огромное множество того, чего мы не хотим о себе знать. (Поэтому если вам кто-то говорит, что ему нравится самопознание, значит этот человек к самопознанию еще даже не приступил.) Эти древние страхи не могут не просочиться в сны с отражениями. 

Иногда бывают сны, в которых в зеркале (или в воде, стекле и т.д.) мы видим не себя, а что-то или кого-то еще. В этом случае сон показывает, чего именно сновидец  не осознавал и с чем теперь  поставлен «лицом к лицу» для осознания.

Отсутствие всякого отражения, по  Дж.Альтману, может свидетельствовать о самом остром кризисе самовосприятия: о страхе смерти и мыслях о самоубийстве ("1001 сон", М., 2005).

Куклы и манекены — герои огромного числа триллеров, мистических историй и ужастиков, я уж не говорю об историях для детей. В куклы играют, с помощью кукол творят заклинания, их выставляют на показ в витринах, в них влюбляются (как Пигмалион в Галатею), им отдают неприкаянную любовь (куклы сексшопов), их боятся, им завидуют (желание девочек быть как Барби), их собирают в музеях (музеи восковых фигур) — что только не делают люди со своими странными подобиями!

Многие образы сновидений двойственны и устроены по принципу оксиморонов: «живой мертвец», «горячий лед», «гигантский лилипут», «ужасная красота»... Поэтому куклы — подходящие образы для воплощения «двойственных» смыслов. Они пугают, потому что появляются на «стыке» идей: «живое — мертвое», «обыденное — необычное», «предсказуемое — неожиданное». Они всегда провокативны, потому что похожи на людей — но не люди, потому что искусственные творения — но могут быть самостоятельными, они похожи на нас как на творения Господа, но, как и мы, могут восстать против своих творцов. 

Роботы и киборги еще больше заостряют противостояние «живого и мертвого», «естественного и искусственного», «управляемого и самостоятельного», «рожденного и созданного». Напряжение, в которое мы вовлекаемся этими персонажами, это напряжение между названными полюсами, и — в конце концов — напряжение вокруг вопроса  «кто ты такой, человек?»