Парадигмы   Дневники   О проекте   Поддержать проект
ПОИСК в архиве «Толкование сновидений» (только по слову)

Чтобы поисковая машина нашла все формы слова, введите слово без окончания
Имя:
Пароль: 
запомнить
Забыли пароль?
Зарегистрироваться

Сонник и толкование снов


Рассылка "Мир сновидений"


Рассылки@Mail.ru
Мир сновидений

Сонник » Люди » Незнакомцы и незнакомки

Незнакомцы и незнакомки — фигуры людей, которых мы не узнаем. Иногда мы не узнаем их только во сне, а при пробуждении этому удивляемся, иногда — наоборот. Иногда мы не можем их опознать ни во сне, ни при пробуждении.  

Поэтому если говорить о том, КАК создаются такие фигуры, то довольно часто в них можно распознать черты знакомых нам людей, но эти черты перемешаны и «наложены» друг на друга. Также это могут быть черты киногероев или героев рекламных роликов, героев картин или иллюстраций, тех людей, кого мы мельком видели в течение дня.  

Если же говорить о том, ЗАЧЕМ они нам приснились, то их можно рассматривать как «маски» психических сил сновидца.  

В гештальт-психологии их называют «субличностями» и уделяют им большое внимание. В юнгианской психологии они могут пониматься как символизации автономных комплексов и архетипов (что, впрочем, может быть справедливо и для любых других персонажей сновидения). Их толкование — всякий раз индивидуально. Но есть типические фигуры с типичными чертами, чаще всего посещающие наши сны. Например:

  • Бродяга. Диапазон фигуры — от нищего бомжа-инвалида до бродячего министреля, обворожительного искателя приключений. Если такая фигура с типическими чертами снится женщине, то она часто изображает, согласно юнгианской психологии, ее Анимус, более или менее зараженный Тенью. Если такая фигура снится мужчине, то она чаще всего изображает его Тень. Анимус ("дух") понимается как совокупность "мужских" сил и способностей женщины, чаще всего это интеллектуальные и социально-организаторские силы и возможности. Если Анимус заражен Тенью, то это означает, что подобные силы женщина по каким-то причинам держит в небрежении, не развивает их и не заботится о них. Придя в упадок, они вместо того чтобы помогать женщине, начинают ей мешать: интеллект вырождается в мелочные и клишированные суждения, организаторские способности используются для разного рода интриг. Анимус под влиянием Тени может означать еще и разного рода способности, которые, оставаясь сильными, тем не менее были "принесены в жертву": например, женщина вместо того, чтобы развивать свои интеллектуальные способности, "принесла себя в жертву" домашнему очагу и воспитанию детей. Это похвальное само по себе дело может, однако, сказаться на ее самочувствии или проявиться в постоянном раздражении и возмущении, источник которого она сама не будет понимать.   Негативный Анимус также часто проявляется как набор жестких суждений, изолирующих женщину от общения с реальными мужчинами (например, "все мужики - козлы", "от мужчин одни неприятности", "мужчина моей мечты должне быть такой-то и вот такой-то, с остальными я не хочу знаться" и  т.д.). Подобная изоляция мешает женщине получить опыт реального общения с реальными людьми, а если она его и получает в микродозах, то чаще всего лишь для того, чтобы подтвердить "свои" сентенции. 
  • Проститутка. Опять же, «размах» образа — от «шлюхи подзаборной» до прекрасной куртизанки. Для женщин — это чаще всего фигура Тени, для мужчин — фигура Анимы, зараженной Тенью.   Анима ("душа") понимается как совокупность  способностей  мужчины, связанных с эмоциональностью и чувствительностью (сюда относятся как разного рода нстроения, эротические фантазии, так и  поэтические, музыкальные и другие художественные таланты), а также связанных с разного рода  "женскими" талантами: домоводством, кулинарией,  воспитанием детей,  декораторскими способностями  и т.д.. Она также отвечает за его связь с другими людьми (поскольку такая связь всегда окрашена эмоциями). Неумение мужчины наладить связь со своей Анимой приводит к тому, что он не может вступить в продуктивные отношения и с другими людьми, оказываясь либо слишком доверчиво-инфантильным, либо ригористически-догматичным, либо подозрительным и чересчур критичным. Часто мужчины, опасаясь быть недостаточно "маскулинными", пренебрегают своей "фемининностью", что наносит ущерб не только им самим, но и обедняет  жизнь их окружения. Анима также отвечает за качество связи сознательной стороны личности мужчины с неосознаваемыми слоями психики. Дружественная Анима будет в этом случае проводником к внутренним ресурсам, враждебная Анима  как болотный огонь будет заманивать в гибельные душевные состояния (см. подробнее об аспектах этих фигур в работе М.-Л. фон Франц "Процесс индивидуации").  В разлуке или раздоре с Анимой, мужчина становится сухим, скучным, занудным и разражительным. Если же мужчине снится, что умерла близкая ему (иногда только по сюжету сновидения) женщина, то это может означать, что он утратил связь со своей Анимой. "...если мертва мужская Анима, если мужчина утратил связь со своей внутренней фемининностью, он может быть величайшим идеалистом в мире и строить замечательные планы о том, как его изменить, но когда наступит время их практического осуществления, он потерпит неудачу", - пишет М.-Л. фон Франц, и это говорит о том, что "заброшенность" и "беспризорность" Анимы (в образе сироты, нищенки, бродяжки и т.д.) или ее бездушная эксплуатация могут привести к весьма тяжелым последствиям. Наоборот, позитивная Анима привносит в жизнь мужчины чувство радости, ощущение осмысленности и плодотворности жзни.
  • Тарзан. Группа образов, объединенных общей идеей физически сильного, но совершенно несоциализированного и нецивилизованного мужчины. К этой же группе можно отнести Героя-маргинала — отщепенца, деклассированного человека, беглого солдата и многих других. Для женщин эта фигура — персонификация ее Анимуса. Для мужчин — его Тени.
  • Герой-любовник. Диапазон образа — от предельно «темного» полюса, представленного Вампиром, Демоном, Скелетом, до предельно «светлого» полюса — представленного разного рода однотонно «светлыми личностями»: Очаровательными Херувимами, Бескорыстными Благодетелями, Наивными Влюбленными, Романтическими Пажами и тому подобными персонажами. По середине располагаются «двойственные» фигуры, такие как Дон Жуан, Казанова и им подобные. Главный смысловой акцент — это их сексуальный шарм и притягательность. Для женщин они чаще всего показывают уровень развития их бессознательной сексуальности (аспекты Анимуса), для мужчин — степень искаженности своей сексуальности материнским комплексом.  
  • Активист и Активистка. Фигура, весьма популярная в советском кинематографе и литературе. Она изображает идеализированную Персону, если одного пола со сновидцем, или Анимуса (Аниму) — если противоположного. Обычно эта фигура «монохромна» — всегда весела, активна, коммуникабельна, стрессотолерантна, не знает сомнений и душевных мук. В отличие от героя-маргинала демонстрирует яркую социальную адаптированность и ориентированность на будущее социума, как правило, у нее всегда есть Антагонист (воплощающий «пережитки» социального строя, социальную Тень). 
  • Гуру. Фигура мужского или женского пола, указывающая не только "истинный" социальный путь (как Активист), но и путь духовного возрождения и обновления. Основные акценты — на духовности, самосовершенствовании, самопознании и прочих духовных добродетелях. Как правило изображается всегда в ярко положительных тонах. При этом все «зло» проецируется на фигуру из ближайшего окружения (при Христе всегда есть Иуда) или на то, что не входит в ближайший круг (будь то человек, целая группа, государство или Вселенная в целом). Во сне может представлять разные аспекты психической целостности сновидца (Самость, Мана-личность или наиболее изощренные варианты Анимы и Анимуса). Однако может быть и отрицательной, являясь фигурой Лжепророка, смущающего малых сих и заманивающих их на путь материального разорения и душевно-духовного опустошения.
  • Король (Королева). Подобные фигуры могут представлять собой как элементы Персоны сновидца (некоторые, часто идеализированные, социальные роли и амбиции), так и элементы мана-личности. Для юнгианцев мана-личность представляется также фигурами сказочных пеорсонажей, обличенных реальной властью, знанием, силой и т.д., которые могут оказать реальную помощь герою (сновидцу) и часто имеют в своем распоряжении магические предметы (клубочки, плащи-невидимки, зеркальца, наперстки, живую и мертвую воду и т.д.). Они чаще всего вначале оказываются невзрачными старичками и старушками (как старушка в сказке Метерлинка "Синяя птица", Гендальф во "Властелине колец", магистр Йода в "Звездных войнах",  например) и только потом могут явиться во всем блеске своего величия.