Парадигмы   Дневники   О проекте   Поддержать проект
ПОИСК в архиве «Толкование сновидений» (только по слову)

Чтобы поисковая машина нашла все формы слова, введите слово без окончания
Имя:
Пароль: 
запомнить
Забыли пароль?
Зарегистрироваться

Сонник и толкование снов


Рассылка "Мир сновидений"


Рассылки@Mail.ru
Мир сновидений

Словарик » Архетипы

Согласно К.Г.Юнгу, это устойчивые, типичные, коллективные способы поведения и представления. Архетипы даны в опыте как архетипические образы, поэтому К.Г. Юнг иногда сравнивал архетипы с линиями кристаллизации, а архетипические образы — с образовавшимися кристаллами. Среди архетипов особое внимание уделяется следующим:

ПЕРСОНА — «внешняя» установка, то есть установка человека, направленная на внешний мир: социальная роль или комплекс социальных ролей, которые человек разыгрывает в обществе, а также тот идеальный образ самого себя, который есть у каждого из нас. В сновидениях проявляется как дефект во внешнем виде сновидца (когда, например, сновидец видит себя без одежды, «в одних портках» или одетым во что-то странное или вычурное. Персона может представляться и как отдельный от сновидца персонаж, как правило выше или ниже социального статуса сновидца (как генерал, министр, или, наоборот, как бомж, если Персона долго оставалась без заботы и «ухода»).

ТЕНЬ — невключенные в Персону черты самого себя, все низшее, плохо приспособленное, не приемлемое в нас самих как индивидах, так и в нас, как представителях нации, народа. Иногда теневой становится часть Персоны, если, например, она долго была в небрежении, сильно подавлялась или не развивалась. В снах Тень имеет много способов представления, но, как правило, они объединены следующими чертами: неразвитостью, болезненностью, заброшенностью, асоциальностью (образы бомжей, нищих, больных и уродливых детей или людей, в образе диких и голодных животных, чертей и другой нечисти).

АНИМА — внутренняя установка, не осознаваемая женская часть мужчины. Внешне проявляется в перепадах настроения и эмоциональной неустойчивости. Представляется обычно женской фигурой, обладающей чертами загадочности, эротической двусмысленности (мадонна-проститутка, взрослая женщина-подросток, мальчик-девочка), посвященности в особое (часто мистическое или магическое) знание. В образе предстает как окутанная особой аурой (волнующе приятной или волнующе неприятной) женщина: как фея, колдунья, шлюха, королева, русалка и т.д.

АНИМУС — мужская составляющая психики женщины. Внешне проявляется в догматических, безапеляционных суждениях обо всем на свете, в немотивированной болтливости, в жажде построения гипотез и предположений об отношении с другими людьми. Представляется мужскими фигурами четырех типов: Тарзана (сильного, ловкого, из нижних социальных слоев или вообще полудикого мужчины), Дон Жуана (романтического любовника-соблазнителя), Активиста (политического, социального, религиозного деятеля) и Мудреца. Последняя фигура смыкается с образом Мана-личности. В сновидениях может предстать не только в человеческом, но и зверином обличье: как конь, медведь, чудовище, кит и т.д.

МАНА-ЛИЧНОСТЬ — представляется фигурами Мудрого старца или Мудрой старицы, Великой матери или Великого Отца. Связана с мудростью, жизнью и смертью. Встреча с этими фигурами окружена атмосферой особой эмоциональной насыщенности и личной значимости. Сновидения, в которых появляется мана-личность, эмоционально потрясают, переживаясь как посвящение и откровение.

САМОСТЬ — архетип порядка и любой упорядоченности. По Юнгу, центральный и самый важный архетип, иногда отождествляемый с психикой в целом. Начало и конец индивидуации. Представляется круглыми фигурами и предметами, брачной и солнечной символикой. Олицетворяет полноту жизни, союз всех ее противоположностей, иногда называется «образом Бога» в душе. Очень часто появляется в сновидениях в те периоды, которые можно назвать критическими для личности сновидца. Часто это связано с переходом в новый психологический возраст, разрыванием «психологической пуповины» с родителями, со сменой профессии или ценностной ориентации. Представляется круглыми, квадратными местами (город, площадь и т.д.) и предметами (тарелка, озеро и т.д.), числами 3, 4 или 5, выраженными в предметах (четыре стула, три дерева, пять камней) или людьми (четверо друзей, три женщины и так далее). Сны в этом случае несут в себе атмосферу важности происходящего и, как правило, надолго запоминаются.

 

Работа с архетипическими образами по методу глубинной психологии.